2022-07-01
В настоящее время в Алтайском крае насчитывается шесть птицефабрик, занимающихся производством пищевого яйца. Они полностью удовлетворяют внутреннюю потребность населения в этом продукте. По словам Евгения Давыдова, генерального директора птицефабрики «Молодежная», чтобы оставаться конкурентоспособным на Алтае и иметь возможность выйти со своей продукцией на внешние рынки, надо снижать себестоимость яйца. Сделать это можно только за счет модернизации производства.
Без ручного труда
— Евгений Алексеевич, птицефабрика «Молодежная» проводит модернизацию уже несколько лет. Что за это время удалось сделать? И что помешало ускорить процесс?
— Действительно, в 2002 году началась реконструкция птицефабрики. В связи с тем, что мы проводили ее за счет собственных средств, без привлечения кредитных ресурсов, она шла достаточно медленно. А в 2007 году в программу развития птицеводства была включена статья о субсидировании технического перевооружения. Мы сделали масштабный проект модернизации, который воплощали в течение двух лет. К трем птичникам, которые были реконструированы в предыдущие годы, прибавилось еще пять. Кроме того, мы приобрели голландскую сортировочную машину производительностью 8 тыс. яиц в час. Наладили уникальную транспортную систему, которая соединила все птичники в одну сеть. Таким образом, на этих объектах ручной труд был практически исключен.
— Неужели реконструкция птицефабрики была так необходима?
— Да. Некоторое птицеводческое оборудование, которое стояло в залах, эксплуатировалось с 80-х годов прошлого века. Это венгерская техника, отслужившая более 20 лет. Она тоже давала неплохие результаты. Но время же меняется. За счет современного оборудования мы увеличили площадь заселения птицеводческих помещений. Например, число кур-несушек в двух залах выросло с 38 тыс. до 75 тыс. штук. После модернизации в целом был увеличен съем продукции с одного квадратного метра по всей птицефабрике. Но самое главное заключается в том, что, сняв ручной труд на сортировке, мы обеспечили современные условия и требования санитарного и ветеринарного надзоров.
Вместе с этим на птицефабрике была проведена реконструкция цеха переработки яиц. До этого момента здесь действовало самодельное оборудование по сушке яичного меланжа. Из трех машин одну мы модернизировали и приобрели еще одну новую. К этому комплексу добавили новую яйцеразбивочную машину. И здесь тоже сняли ручной труд, которым раньше занимались так называемые «меланжисты».
— На этом программа модернизации заканчивается?
— Нет, конечно. На сегодняшний день есть потребность в реконструкции корпусов-акклиматизаторов, где выращивается молодняк. Один из таких залов сейчас строится. В марте 2012 года мы планируем закупить оборудование и к следующему лету его смонтировать.
Определенный технический рывок мы уже сделали. Теперь на 2012 год ставим себе задачу провести модернизацию в растениеводстве. Планируем закупить хорошую американскую технику. В общей сложности нам потребуется порядка 50 млн. рублей на это направление.
К 2018 году намереваемся закончить реконструкцию всего предприятия. Сюда входят покупка еще одной сортировальной машины, модернизация оставшихся пяти птицеводческих залов и реконструкция наших животноводческих комплексов.
— По итогам 2010 года птицефабрика «Молодежная» попала в список наиболее эффективно работающих с финансовой точки зрения предприятий. За счет чего удалось достичь этого результата?
— Эффективность работы заключается в том, чтобы в первую очередь использовать собственные ресурсы для развития. И в крайних случаях думать о кредитных средствах. Я не сторонник того, чтобы набирать денег в долг. Даже с учетом компенсации банковской процентной ставки кредиты все равно остаются дорогими. Сейчас лишь некоторые банки готовы выдавать краткосрочные кредиты под 8,5−9% годовых. Все остальные — под 12−14%. При таких условиях более 10% прибыли предприятия будет уходить только на погашение кредитов.
Борьба четырех
— Евгений Алексеевич, если говорить в целом о рынке, то насколько сейчас на нем сильна конкуренция? И вмешиваются ли в борьбу, например, частные подворья со своим продуктом?
— Частные подворья нам в принципе не конкуренты. Согласно ветеринарным требованиям их яйцо вообще нельзя продавать. Но тем не менее сельское население и часть городских жителей, которые выезжают на дачи, отдают предпочтения их продукту и перестают покупать наш.
Что касается местных птицефабрик, то наиболее серьезная конкуренция идет между четырьмя: «Комсомольской», «Молодежной», «Енисейской» и «Павловской». Это те предприятия, которые производят в совокупности более 100 млн. яиц в год. Между нами возникает некоторый демпинг. Кроме того, у нас очень серьезные соседи — птицефабрики Новосибирской и Кемеровской областей. К примеру, объем производства яйца в Новосибирской области в два раза превышает показатели Алтайского края. При этом мы с ними находимся в неравных условиях. В Новосибирской области стоимость многих услуг, в том числе и по энергоснабжению, гораздо ниже.
— Если у нас такие серьезные соседи, в чем же конкурентное преимущество местных предприятий?
— Мы понимаем, что бездумно наращивать объемы производства не нужно. Сейчас птицефабрики двигаются в другом направлении. Модернизируется не только «Молодежная». Все наши конкуренты приобретают новое оборудование и ставят перед собой задачу уменьшить себестоимость продукции. Это наш плацдарм для развития. Очевидно, что фабрики, которые быстрее модернизируются, смогут выжить за счет снижение издержек, больших объемов продукции и мобильности поставок.
Яйцо получит дотацию
— Вы сказали, что проводить модернизацию приходится в основном на собственные средства. А как же государственные программы?
— В 2008 году, когда начала действовать программа поддержки птицеводства, яичное направление вообще было исключено из приоритетов. Причина заключалась в том, что еще в то время население России было полностью обеспечено этим продуктом. Поддержку получали лишь бройлерные предприятия. Птицефабрики, занимающиеся яйцом, могли рассчитывать на субсидии только по решению местных властей. В Алтайском крае решение было положительное. И в программу по модернизации вошли яичные птицефабрики «Комсомольская», «Енисейская» и «Молодежная».
— В настоящий момент на федеральном уровне принимается решение о дотациях на производство яйца, мяса птицы и свинины. А в будущем и на молоко. Это будут значительные вливания?
— Действительно, сегодня принимается решение о дотациях по итогам работы за I квартал 2011 года. На сегодняшний день регионам деньги выделены. К примеру, Новосибирская область их уже получила. Как нам пояснили, в Алтайский край средства тоже пришли. Сейчас идет согласование документов. Мы рассчитываем, что дотация окажется в пределах 20 копеек на одно яйцо и трех рублей на один килограмм мяса птицы. Может быть, чуть меньше. Наше предприятие может получить 4−5 млн. рублей. Но это пока предварительные данные.
— Ваше предприятие находится в краевой собственности. Рано или поздно оно перейдет в частные руки. Как вы оцениваете такую перспективу?
— На сегодняшний день последствия приватизации трудно оценить. Все будет зависеть от того, какой придет собственник, с какими амбициями и планами. Надеюсь, что люди, которые будут решать судьбу птицефабрики «Молодежная», задумаются о том, что здесь работают 960 человек, у всех есть семьи. С моей точки зрения, плюсов будет немного. Конечно, краевой бюджет выручит от продажи птицефабрики определенную сумму. Но люди, которые здесь многие годы работают, по сути, ничего не получат. А птицефабрика «Молодежная» проводила модернизацию, тем самым увеличивая свои капитализацию, в основном за счет собственных средств.
O чем еще рассказал собеседник
О плюсах животноводства
— Говорить, что молочное животноводство очень прибыльно, нельзя. Однако, имея собственную переработку, можно получать рентабельность в пределах 10−20%. Но существует и другая сторона вопроса — социальная. На сегодняшний день наше многопрофильное предприятие находится на территории четырех сельсоветов Первомайского района. Еще одно подразделение располагается в Новоалтайске. Для того чтобы сельские жители были постоянно задействованы, нужно животноводство. Можно, конечно, поступать как основная масса фермеров. Зимой отправлять людей на биржу труда, а летом часть из них приглашать к себе на работу. Но в таком случае ни о каком развитии сельских территорий и речи быть не может.
О рентабельности яйца
— Надо сказать, что рентабельность у яйца очень высокая. Но при этом птицефабрики имеют значительные потери по мясу птицы. Продав курицу-несушку по 45 рублей за килограмм, мы получаем 85−90 рублей убытков. Если перебросить эти убытки на яйцо, то совокупная себестоимость получается в пределах 23 рублей за десяток. По разным предприятиям этот показатель может доходить до 25 рублей. В летнее время начинает резко падать объем реализации продукции. На сегодняшний момент мы имеет порядка двух рублей убытков на десятке яиц.
Об отраслевом объединении
— Объединение «Алтайптицесоюз» входит в отраслевое общероссийское объединение «Росптицесоюз». Все вопросы, которые обсуждаются на федеральном уровне, мы доносим до наших членов. Отрасль наша специфическая. Птицеводческих предприятий в России немного. Наверное, поэтому мы не можем решить некоторые вопросы и более активно лоббировать свои интересы.
Что мы знаем о Евгении Давыдове
Евгений Алексеевич родился 3 февраля 1956 года в поселке Победим Топчихинского района. Общеобразовательную школу окончил в райцентре Первомайское, после чего поступил в Алтайский сельскохозяйственный институт. В 1989 году на птицефабрику «Молодежная» пришел работать агрономом. Спустя некоторое время стал старшим агрономом, а в 2001 году возглавил это предприятие. По итогам 2010 года птицефабрика «Молодежная» произвела более 160 млн. штук яиц. Предприятие также имеет 1,7 тыс. голов крупнорогатого скота, обрабатывает почти 20 тыс. га земель.
Источник - altapress.ru
Без ручного труда
— Евгений Алексеевич, птицефабрика «Молодежная» проводит модернизацию уже несколько лет. Что за это время удалось сделать? И что помешало ускорить процесс?
— Действительно, в 2002 году началась реконструкция птицефабрики. В связи с тем, что мы проводили ее за счет собственных средств, без привлечения кредитных ресурсов, она шла достаточно медленно. А в 2007 году в программу развития птицеводства была включена статья о субсидировании технического перевооружения. Мы сделали масштабный проект модернизации, который воплощали в течение двух лет. К трем птичникам, которые были реконструированы в предыдущие годы, прибавилось еще пять. Кроме того, мы приобрели голландскую сортировочную машину производительностью 8 тыс. яиц в час. Наладили уникальную транспортную систему, которая соединила все птичники в одну сеть. Таким образом, на этих объектах ручной труд был практически исключен.
— Неужели реконструкция птицефабрики была так необходима?
— Да. Некоторое птицеводческое оборудование, которое стояло в залах, эксплуатировалось с 80-х годов прошлого века. Это венгерская техника, отслужившая более 20 лет. Она тоже давала неплохие результаты. Но время же меняется. За счет современного оборудования мы увеличили площадь заселения птицеводческих помещений. Например, число кур-несушек в двух залах выросло с 38 тыс. до 75 тыс. штук. После модернизации в целом был увеличен съем продукции с одного квадратного метра по всей птицефабрике. Но самое главное заключается в том, что, сняв ручной труд на сортировке, мы обеспечили современные условия и требования санитарного и ветеринарного надзоров.
Вместе с этим на птицефабрике была проведена реконструкция цеха переработки яиц. До этого момента здесь действовало самодельное оборудование по сушке яичного меланжа. Из трех машин одну мы модернизировали и приобрели еще одну новую. К этому комплексу добавили новую яйцеразбивочную машину. И здесь тоже сняли ручной труд, которым раньше занимались так называемые «меланжисты».
— На этом программа модернизации заканчивается?
— Нет, конечно. На сегодняшний день есть потребность в реконструкции корпусов-акклиматизаторов, где выращивается молодняк. Один из таких залов сейчас строится. В марте 2012 года мы планируем закупить оборудование и к следующему лету его смонтировать.
Определенный технический рывок мы уже сделали. Теперь на 2012 год ставим себе задачу провести модернизацию в растениеводстве. Планируем закупить хорошую американскую технику. В общей сложности нам потребуется порядка 50 млн. рублей на это направление.
К 2018 году намереваемся закончить реконструкцию всего предприятия. Сюда входят покупка еще одной сортировальной машины, модернизация оставшихся пяти птицеводческих залов и реконструкция наших животноводческих комплексов.
— По итогам 2010 года птицефабрика «Молодежная» попала в список наиболее эффективно работающих с финансовой точки зрения предприятий. За счет чего удалось достичь этого результата?
— Эффективность работы заключается в том, чтобы в первую очередь использовать собственные ресурсы для развития. И в крайних случаях думать о кредитных средствах. Я не сторонник того, чтобы набирать денег в долг. Даже с учетом компенсации банковской процентной ставки кредиты все равно остаются дорогими. Сейчас лишь некоторые банки готовы выдавать краткосрочные кредиты под 8,5−9% годовых. Все остальные — под 12−14%. При таких условиях более 10% прибыли предприятия будет уходить только на погашение кредитов.
Борьба четырех
— Евгений Алексеевич, если говорить в целом о рынке, то насколько сейчас на нем сильна конкуренция? И вмешиваются ли в борьбу, например, частные подворья со своим продуктом?
— Частные подворья нам в принципе не конкуренты. Согласно ветеринарным требованиям их яйцо вообще нельзя продавать. Но тем не менее сельское население и часть городских жителей, которые выезжают на дачи, отдают предпочтения их продукту и перестают покупать наш.
Что касается местных птицефабрик, то наиболее серьезная конкуренция идет между четырьмя: «Комсомольской», «Молодежной», «Енисейской» и «Павловской». Это те предприятия, которые производят в совокупности более 100 млн. яиц в год. Между нами возникает некоторый демпинг. Кроме того, у нас очень серьезные соседи — птицефабрики Новосибирской и Кемеровской областей. К примеру, объем производства яйца в Новосибирской области в два раза превышает показатели Алтайского края. При этом мы с ними находимся в неравных условиях. В Новосибирской области стоимость многих услуг, в том числе и по энергоснабжению, гораздо ниже.
— Если у нас такие серьезные соседи, в чем же конкурентное преимущество местных предприятий?
— Мы понимаем, что бездумно наращивать объемы производства не нужно. Сейчас птицефабрики двигаются в другом направлении. Модернизируется не только «Молодежная». Все наши конкуренты приобретают новое оборудование и ставят перед собой задачу уменьшить себестоимость продукции. Это наш плацдарм для развития. Очевидно, что фабрики, которые быстрее модернизируются, смогут выжить за счет снижение издержек, больших объемов продукции и мобильности поставок.
Яйцо получит дотацию
— Вы сказали, что проводить модернизацию приходится в основном на собственные средства. А как же государственные программы?
— В 2008 году, когда начала действовать программа поддержки птицеводства, яичное направление вообще было исключено из приоритетов. Причина заключалась в том, что еще в то время население России было полностью обеспечено этим продуктом. Поддержку получали лишь бройлерные предприятия. Птицефабрики, занимающиеся яйцом, могли рассчитывать на субсидии только по решению местных властей. В Алтайском крае решение было положительное. И в программу по модернизации вошли яичные птицефабрики «Комсомольская», «Енисейская» и «Молодежная».
— В настоящий момент на федеральном уровне принимается решение о дотациях на производство яйца, мяса птицы и свинины. А в будущем и на молоко. Это будут значительные вливания?
— Действительно, сегодня принимается решение о дотациях по итогам работы за I квартал 2011 года. На сегодняшний день регионам деньги выделены. К примеру, Новосибирская область их уже получила. Как нам пояснили, в Алтайский край средства тоже пришли. Сейчас идет согласование документов. Мы рассчитываем, что дотация окажется в пределах 20 копеек на одно яйцо и трех рублей на один килограмм мяса птицы. Может быть, чуть меньше. Наше предприятие может получить 4−5 млн. рублей. Но это пока предварительные данные.
— Ваше предприятие находится в краевой собственности. Рано или поздно оно перейдет в частные руки. Как вы оцениваете такую перспективу?
— На сегодняшний день последствия приватизации трудно оценить. Все будет зависеть от того, какой придет собственник, с какими амбициями и планами. Надеюсь, что люди, которые будут решать судьбу птицефабрики «Молодежная», задумаются о том, что здесь работают 960 человек, у всех есть семьи. С моей точки зрения, плюсов будет немного. Конечно, краевой бюджет выручит от продажи птицефабрики определенную сумму. Но люди, которые здесь многие годы работают, по сути, ничего не получат. А птицефабрика «Молодежная» проводила модернизацию, тем самым увеличивая свои капитализацию, в основном за счет собственных средств.
O чем еще рассказал собеседник
О плюсах животноводства
— Говорить, что молочное животноводство очень прибыльно, нельзя. Однако, имея собственную переработку, можно получать рентабельность в пределах 10−20%. Но существует и другая сторона вопроса — социальная. На сегодняшний день наше многопрофильное предприятие находится на территории четырех сельсоветов Первомайского района. Еще одно подразделение располагается в Новоалтайске. Для того чтобы сельские жители были постоянно задействованы, нужно животноводство. Можно, конечно, поступать как основная масса фермеров. Зимой отправлять людей на биржу труда, а летом часть из них приглашать к себе на работу. Но в таком случае ни о каком развитии сельских территорий и речи быть не может.
О рентабельности яйца
— Надо сказать, что рентабельность у яйца очень высокая. Но при этом птицефабрики имеют значительные потери по мясу птицы. Продав курицу-несушку по 45 рублей за килограмм, мы получаем 85−90 рублей убытков. Если перебросить эти убытки на яйцо, то совокупная себестоимость получается в пределах 23 рублей за десяток. По разным предприятиям этот показатель может доходить до 25 рублей. В летнее время начинает резко падать объем реализации продукции. На сегодняшний момент мы имеет порядка двух рублей убытков на десятке яиц.
Об отраслевом объединении
— Объединение «Алтайптицесоюз» входит в отраслевое общероссийское объединение «Росптицесоюз». Все вопросы, которые обсуждаются на федеральном уровне, мы доносим до наших членов. Отрасль наша специфическая. Птицеводческих предприятий в России немного. Наверное, поэтому мы не можем решить некоторые вопросы и более активно лоббировать свои интересы.
Что мы знаем о Евгении Давыдове
Евгений Алексеевич родился 3 февраля 1956 года в поселке Победим Топчихинского района. Общеобразовательную школу окончил в райцентре Первомайское, после чего поступил в Алтайский сельскохозяйственный институт. В 1989 году на птицефабрику «Молодежная» пришел работать агрономом. Спустя некоторое время стал старшим агрономом, а в 2001 году возглавил это предприятие. По итогам 2010 года птицефабрика «Молодежная» произвела более 160 млн. штук яиц. Предприятие также имеет 1,7 тыс. голов крупнорогатого скота, обрабатывает почти 20 тыс. га земель.
Источник - altapress.ru